МДОБУ Оброчинский детский сад №2 (младшая группа)

Творческая презентация воспитателя МДОБУ "Оброчинский детский сад №2" Нуждиной Е.И.

 МДОБУ «Оброчинский детский сад №2»

Ичалковского муниципального района РМ

 

 

 

 

 

 

 

Республиканский конкурс

«Воспитатель года Республики Мордовия - 2014 »

 

 

 

Творческая презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурсант:

Нуждина Елена Ивановна

воспитатель МДОБУ 

«Оброчинский  детский сад №2»

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемля – 2012г.

 

 «Выпрямляющая сила искусства в том, что оно способно потрясти чувства человека, повлиять на его  мироощущение, воздействовать на убеждения, на поведение и деятельность. Оно может дать человеку высшие идеалы и принести подлинную радость»

Г.Успенский

Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит нереализованными в будущей жизни. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания,  которые ему нужны для полноценного развития, для того, чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Рисование для ребенка - радостный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет пропорционального понятия, сколько надо взять гуаши, а главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности. Особенно это заметно  в младшей группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.

Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны - умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче воображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей в целях образования нужных представлений, но и развитие руки, формирование графических навыков и умений.

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышлением дошкольника.

Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками (ладошкой, пальцами). Кроме того, занятия с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашом, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или объекту, который он пытался изобразить.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Актуальность моей работы заключается в следующем: изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Для себя поставила следующую цель: изучить используемые способы нетрадиционного рисования в дошкольном учреждении, создать условия для развития у детей творческих способностей через нетрадиционные техники рисования.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щетка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушки ниток, свечи и т. д). Вышли погулять присмотритесь, а сколько тут интересного: шишки, палочки, листочки, камушки, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всем этим материалом обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые,  положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Учит детей работать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объемности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Проанализировав рисунки детей, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Это и натолкнуло меня на мысль: а не попробовать ли в практике приемы нетрадиционного рисования на занятиях по рисованию в младшей группе?

Выбрала тему для самообразования «Нетрадиционная техника рисования в детском саду», разработала перспективное планирование.

Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких, как пособие А.В, Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», я нашла для себя много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

Знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;

Сформировать у детей технические навыки рисования;

Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках по нетрадиционному рисованию.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом возрастных особенностей детей. Они с удовольствием рисуют и при этом не испытывают особых трудностей.

Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая взрослого к своим достижениям.

Думаю, что многие педагоги, работающие в этом направлении, так же, как и я, столкнулись с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Думаю, что мне удалось найти то, что нужно. Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения рисованию, а позже переработала его, внесла свои коррективы.

Стараюсь заинтересовать техникой нетрадиционного рисования родителей воспитанников. Подготовила консультацию для родителей на тему «Рисуем без кисточки», предложила почитать соответствующую литературу, провела мастер-класс с использованием нетрадиционных техник рисования. Совместно с родителями и детьми оформили альбомы юных художников. Организовываем выставки совместного творчества родителей и детей.

Знакомство детей  с нетрадиционными техниками начинаю с наиболее простых и доступных. Это рисование пальчиками, ладошками, оттиск печатками из картофеля, «тычок»  жесткой полусухой кистью. Затем знакомлю детей с более сложными техниками: оттиском поролоном и печатками из ластика, рисованием восковыми мелками и акварелью, свечой и акварелью, отпечатками листьев.

Хотелось бы поподробнее рассказать о некоторых нетрадиционных техниках рисования.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск печатками из картофеля (то же с поролоном и пенопластом)

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск пробкой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

 

Оттиск мятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка , в которую вложена штемпельная подушечка из поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение  можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Кляксография обычная

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половинку капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие  детали дорисовываются.

 

Кляксография с ниточкой

Средства выразительности:  пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставив один ее конец свободным. После этого сверху накладывают другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5х5 см)

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

 

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его  окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисование на мокрой бумаге

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчивость, например: если ребенок хочет изобразить дождь. Для этого нужно намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести по всему листу бумаги или только по отдельной части.

Изобразительная деятельность  с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

Внимания и усидчивости;

Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольников формируются навыки контроля и самоконтроля.

Творческий процесс – это настоящее чудо! Интересно наблюдать за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям я стараюсь внушить: в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

В  заключении хотелось бы сказать, что период модернизации, в котором находится наше российское образование, коснулся и его первого звена – дошкольного образования. Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по – настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, какова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

25 февраля 2016 в 22:35

Прикреплённые файлы:

Документ: Творческая презентация воспитателя МДОБУ "Оброчинский детский сад №2" Нуждиной Е.И.

Описание файла:

Файл называется: tvorcheskaja-prezentacija-nuzhdina-ei_1rjsl.doc

Это официальный файл организации «МДОБУ Оброчинский детский сад №2 (младшая группа)», в нём содержится Творческая презентация воспитателя МДОБУ "Оброчинский детский сад №2" Нуждиной Е.И..

Размер файла: 0,07 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.