МДОБУ Оброчинский детский сад №2 (младшая группа)

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Оброчинский детский сад №2» Нуждиной Елены Ивановны

 «Влияние нетрадиционных техник рисования на художественно-творческое развитие дошкольников»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных задач. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в условиях детского сада и школы предполагает деятельность в самых разных направлениях. Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности ребенка с педагогами, общение со сверстниками и взаимодействие с предметно-пространственной средой.

Как показывает практика и специальные исследования, особенно эффективно в этом смысле специальная работа по развитию личностного интеллектуально-творческого потенциала, проводимая средствами художественной деятельности ребенка.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в обеспечении каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулировании, мотивации, развитии способностей через создание условий для разнообразной детской деятельности, системы основного и дополнительного образования; осуществлении коррекции в личностном развитии детей средствами изобразительной деятельности, основанных на содержательном общении, построении диалога с учетом потребностей и интересов самих детей.

С 2005 года я осуществляю педагогическую деятельность в МДОБУ «Оброчинский детский сад №2». Выбор темы исследования, посвященного проблеме влияния разных видов искусств на художественно-творческое развитие дошкольников, возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Проанализировав рисунки дошкольников, я пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Приобщая детей к искусству, я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник.

Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, и творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Они помогают детям чувствовать себя свободными, раскрепоститься, ощутить незабываемые положительные эмоции, вселить уверенность в своих силах.

В изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, творчество, воображение, самостоятельность.

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной  сферы дошкольников в целом.

 

Теоретическая база опыта.

В настоящее время современными педагогами и психологами разрабатываются нетрадиционные техники рисования, в которых ставятся новые задачи обучения и воспитания ребенка.

Для успешной работы с детьми в области использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников, я, как автор опыта изучила труды:

Давыдова Г.И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду

Выготский, Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте».

Доронова, Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников».

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду

Соломенникова, О. А. «Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет».

Потапова Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ.

При всем многообразии концепций, подходов, исследований данной проблемы все авторы единодушны. Они придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

Для практической работы использую следующую литературу:

Казакова, Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

Никитина, А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

Утробина, К. К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: рисуем и познаем окружающий мир».

Фатеева, А. А. «Рисуем без кисточки».

Шклярова, О. В. «Рисуйте в нетрадиционной форме».

Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши».

Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования».

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

 

Цель педагогического опыта – развитие творческих способностей дошкольников на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования. Для достижения планируемого результата,  поставила ряд задач:

1. Создание условий для творческой изодеятельности.

2. Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей дошкольного возраста.

3.  Налаживание межличностностного общения в процессе изобразительной деятельности.

4. Апробирование нетрадиционных техник рисования для развития художественных способностей дошкольников.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных приёмов. Таких как:

игра, которая является основным видом деятельности детей;

сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;

просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;

музыкальное сопровождение и т. п.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

педагогические (доверительная беседа, стимулирование).

Свою работу воспитатель строит на следующих принципах:

от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной.

принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;

принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности;

связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности;

принцип доступности материала.

В своей работе  использую такие формы организации и проведения занятий, как:

беседы,

путешествия по сказкам, 

наблюдения,

целевые прогулки,

экскурсии,

фотовыставки,

выставки рисунков,

конкурсы,

развлечения.

Методы, используемые в работе:

наглядный,

словесный,

практический.

Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

 

В работе с детьми использую такие нетрадиционные техники, как:

рисование пальчиками;

рисование ватными палочками;

тычок жёсткой полусухой кистью;

рисование ладошкой;

отпечаток листьев;

оттиск поролоном;

печать по трафарету;

оттиск смятой бумагой;

восковые мелки и акварель;

монотипия;

набрызг;

кляксография.

 

Каждый  из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело  и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом,  преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.

Анализ результативности.

Анализируя проделанную работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, стали проявлять инициативу, загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром, о чем давно забыло большая часть взрослых.

Результатом работы можно считать не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы, у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. В начале и в конце каждого учебного года проводилась диагностика с целью определения уровня развития творческих способностей детей. Данная система проводилась в течение 2012 – 2015 годов.

В 2012 -2013 на занятиях редко применялись нетрадиционные техники рисования, при этом дети показали следующие результаты: из 23 детей высокий уровень развития показали 1 воспитанник, что составило 4 %; средний уровень развития показали 5 воспитанников, что составило 20 %; низкий уровень развития показали 17 воспитанников, что составило 76 %.

В 2013 -2014 систематически применялись нетрадиционные техники рисования, и воспитанники показали следующие результаты: из 24 детей высокий уровень развития показали 9 воспитанников, что составило 36%; средний уровень развития показали 14 воспитанников, что составило 60 %; низкий уровень развития показывает 1 ребенок, что составило 4 0%.

В 2014 – 2015 воспитанники показали следующие результаты: из 26 детей высокий уровень развития показали 18 воспитанников, что составило 87 %; средний уровень развития показали 8 воспитанников, что составило 13 %; низкий уровень развития отсутствует.

Результаты уровня развития творческих способностей с применением на занятиях нетрадиционных техник рисования с 2012-2015 гг.

Диагностические данные показали, что у большинства детей благодаря применению на занятиях нетрадиционных техник рисования повысился уровень развития при отсутствии детей с низким уровнем освоения.  Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.

Также положительным результатом своей работы считаю участие воспитанников в конкурсах различного уровня.

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным родителям, для совместных домашних занятий с детьми.

15 марта 2016 в 23:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.